30 сентября 2023 г., на строящийся храм Всех Святых на Б. Десятинной ул. г. Санкт-Петербурга в Коломягах был установлен купол.
Чин освящения купола совершил иерей Алексей Галкин, настоятель и основатель данного строящегося храма.
К собравшимся обратился настоятель — основатель храма Всех Святых: ”Освящение купола и установка его на строящийся храм это важный этап в жизни строящегося храма. К поднятию купола нужно было сделать много подготовительной работы…… и т. д.” -обратился иерей Алексей Галкин к прихожанам.
Так обычно начинаются и заканчиваются официальные новости из жизни храмостроения.
И обычные люди не знают, как создаются купола и с какими трудностями приходится сталкиваться.
В обывательском представлении храмы и купола появляются сами собой.
На это можно было бы и мне поставить точку, но все-таки я решил продолжить, развернуть данную статью про изготовление купола, т. е. рассказать, как всё это было…, но рассказать увы могу не всё.
А было оно так.
Параллельно с тем, когда начались кровельные работы на крыше храма, я стал искать узкопрофильных специалистов по изготовлению купола, и тут столкнулся с первой проблемой.
Очень трудно найти мастера для изготовления купола в Петровско-Елизаветинском барокко, забегая вперёд скажу так: когда я просил изготовить декор/лепнину на купол, то современные мастера просто переставали дальше общаться, всем подавай чего попроще…
В итоге я провел переговоры более 15 фирм по вопросу изготовления купола, общался и с их директорами и мастерами… здесь в Санкт-Петербурге, но оценив объём и сложность работы люди опять же переставали снимать трубки.
А должно получиться в итоге так.
Мне посоветовали, что такой купол могут изготовить только «специалисты» из провинции, как мне сказали только в глубинке секреты строительства храмов и куполов передаются из поколения в поколение.
И я стал вести с ними переговоры, даже начинал сотрудничество, на разных этапах изготовления купола.
На первом этапе моя служба безопасности не пропустила сделку после проверки контрагента. На втором этапе при покупке листов стали с защитно-декоративным покрытием TiN, цвет золото специалист — мастер отправил листы с данным напылением даже не заказал жесткую упаковку у компании перевозчика для такой фактически ювелирной продукции, а при получении оказалось ещё и нехватка нескольких листов, будущий «мастер» купола – продавец просто не отправил несколько листов с защитно-декоративным покрытием TiN, цвет золото и забыл меня об этом уведомить, то история с дальнейшим сотрудничеством с таким «мастером» была закрыта. Подробная история по ссылке
Были ещё несколько иногородних специалистов, но там все само собой отпало.
Основа купола является проект, а также несущая конструкция купола. Т. е. проектировщик, конструктор должен рассчитать форму, вес, габариты, конструктив купола и т.д.
И тут тоже беда с проектировщиками, несколько проектировщиков не смогли открыть 3D модель купола, как говорили очень много весит, нужна облегченная версия 3D модели.
Компания, которая изготавливала 3D модель купола и его убранства передала мне облегченную версию 3D модели, и тут опять беда, проектировщик не смог выдать-взять нужные радиусы купола из 3D модели, таким образом форма купола от проектировщика не совпадала с утвержденной 3D моделью купола.
Про внутренние мелочи с конструктивом купола тоже были проблемы, но там я сам решил вопрос настояв на том, что делаем только так…
После того как, фирма которая делала 3D модель любезно запроектировала конструктив купола, встал вопрос кто же сможет изготовить сей купол в металлокаркасе.
Поискав немного нашелся специалист из Приморского района Санкт-Петербурга, который обещал изготовить купол в металокаркасе, но как потом оказалось это первый купол в его жизни…. Многие проблемы и подробности, которые возникли с этим специалистом я опущу, так как это уже за гранью разумного…
В итоге мне как настоятелю после служб приходилось ездить на производство, принимать металл, проверять толщину стенок и сопроводительные сертификаты на металл, а также делать выкладку из шаблонов будущего купола.
Далее гнутие профильных труб купол и на производстве был собран купол. Но купол получился по высоте более 4-х метров, возник вопрос как организовать доставку. Было принято решение доставить купол в разобранном состоянии, т.е. разобрать купол.
Затем повторная и окончательная сборка.
И в результате получилось так.
Работы по изготовлению купола продолжались как летом в жару и дождь, так и холодной зимой. Куполу придавались необходимые формы.
Вторым этапом поиск мастера – специалиста по облицовке купола. Как я писал уже выше тоже беда. Но, наверное, такие проблемы только у меня. Это проблемы со специалистами – мастерами с закупками и т.д. Мне приходилось и приходится вникать во всё. Допустим при покупке облицовочных листов стали с защитно-декоративным покрытием TiN, цвет золото необходимо выбрать между AISI 304 и AISI 430 внешне они одинаковы, но по химическому составу отличаются.
По проблемам с доставкой листов стали с защитно-декоративным покрытием TiN, цвет золото я уже писал выше, подробная история по ссылке
И вот наконец через знакомых удача улыбнулась мне, был найден хороший специалист – мастер в результате процесс пошёл дальше.
В итоге получился ожидаемый вариант купола максимально по форме приближенный к Петровско-Елизаветинскому барокко.
Далее перед подъёмом и установкой купола необходимо было произвести сбор и
расчёт постоянных нагрузок на подкупольную часть существующего храма.
Для этого необходимо было взвесить купол и посмотреть сколько он стал весить и совпадает ли проектными допустимыми нагрузками.
О да! Здесь надо, наверное, рассказать читателям, что есть снеговые, ветровые относящиеся к кратковременным нагрузкам, длительные, постоянные, динамические нагрузки и т.д. Всё это мне пришлось немного изучать и вникать в формулы расчётов.
Для этого были арендованы весы крановые и взвешен купол.
Взвесили, получили цифру, которую я сверил с проектными расчётами по нагрузке.
Параллельно с куполом проектировалось и изготавливалось навершие купола с волютами.
(не путать с валютой)
Здесь тоже было много проблем при изготовлении, в качестве примера можно вспомнить, что покрасочная камера не смогла вместить по весу и габаритам данное навершие с волютами. в итоге привод покрасочной камеры по напылению покрытия нитрид титана сломался.
Непосредственно перед самим подъёмом купола, мне как настоятелю, основателю, застройщику и т.д. пришлось искать кран, автовышку, монтажников производить расчёт грузоподъемности и вылет стрелы крана и соответственно определиться с грузоподъёмностью крана. Долго обсуждали с монтажниками момент по точкам крепления купола при поднятии, у меня получилась одна внутренняя точка крепления, соответственно расчёт грузоподъёмности стропы.
Перед самим поднятием купола, я поднялся на автовышке на место установки купола, проверил подготовленное посадочное место, спустился освятил купол и дал команду: — начинаем подъём.
Подняли. Все грани совпали и т.д.
Однажды один священник-храмостроитель в разговоре переспросил меня, так как я ему сказал, что строительство отнимает силы и здоровье…
— как может строительство отнимать силы и здоровье, ведь ты же не кирпичи таскаешь?
Вот один из примеров: после поднятия купола меня трясло неделю, так как всё это было так сказать волнительно… в подробности вдаваться не буду. Как говорится кто не строил, тот не знает. В повседневной жизни сделать ремонт в квартире для многих в наших реалиях — это подвиг, а здесь задача сложнее, построить храм.
После поднятия купола было готово навершие с волютами.
Теперь предстоял второй этап по изготовлению креста и крепления всей конструкции во едино.
Забегая вперёд получилось так.